Футбол захватил планету! Чемпионат мира в самом разгаре, и сейчас особенно заметно, каким всеобъемлющим праздником может быть спорт. Футбол объединяет, футбол раскрашивает все в яркие цвета, футбол – самый популярный и самый эмоциональный вид спорта!
Футбол стал очередной глобальной площадкой, где страны получили еще одну возможность показать свое превосходство, после проведения первого Чемпионата Мира 1930 года в Уругвае. Футбол и до этого уже имел достаточно большую популярность, но с выходом на мировую арену этот вид спорта получил еще и политическую подоплеку. Теперь любой конфликт политической арены моментально добавлял принципиальности и агрессии противостоянию на футбольном поле. Разумеется, этот факт добавил градуса эмоциям на трибунах, но и без жертв в постоянных фанатских столкновениях до сих пор не получается обойтись.
Как только в футбол начали инвестировать деньги, на футболках появились спонсорские логотипы. Стоит ли говорить о том, что сейчас размеры эмблемы клуба или сборной на футболке гораздо меньше брендовых нашивок. За кругленькую сумму стадионы меняют свои исторические названия на названия компаний–инвесторов. Например, стадион клуба Манчестер Сити – действующего чемпиона Англии – ранее носил название The City of Manchester Stadium, а теперь это Etihad Stadium (Etihad Airways – национальная компания Объединенных Арабских Эмиратов). И это далеко не единственный пример.
Футболисты превратились в медийных персон стоимостью в несколько десятков миллионов евро. Клубы вкладывают деньги в звездных игроков, чтобы не только поднять популярность своего клуба за счет имени футболиста, но и для того, чтобы заработать. Сумму трансфера футболиста в 100 миллионов евро сейчас можно «отбить» за несколько месяцев на продаже футболок с его именем в фирменном магазине клуба. Кроме того, есть спонсорские контракты с производителем формы, на которой, к слову, будут размещены и другие спонсорские логотипы.
Иногда с переходами футболиста из одного клуба в другой доходит до смешного. Например, трансфер Филиппе Коутиньо из футбольного клуба Ливерпуль в Барселону минувшей зимой. Испанский клуб не хотел платить всю сумму трансфера, запрашиваемую владельцами английского клуба, поэтому бразильцу Коутиньо пришлось доплачивать за себя из собственного кармана, чтобы играть в Барселоне – клубе, о котором он мечтал с детства. По слухам, он раскошелился на 10 миллионов евро. Неплохо для детской мечты?
Чем больше звездных футболистов играет в команде, тем привлекательней клуб для ТВ–трансляций. А это еще один способ заработать деньги. И не малые! Два года назад Английская Премьер Лига заключила рекордную сделку по продаже прав на ТВ–трансляции – более 5 миллиардов фунтов. Эта сумма позволила им отказаться от услуг своего постоянного спонсора – банка Barclays, одного из крупнейших в Великобритании и в мире. Ранее Английская Премьер Лига так и называлась – Barclays Premier League.
Кроме политики и инвесторов, футбол связан с еще одной денежной структурой – букмекеры и ставки на спорт. Только в России букмекерские конторы имеют годовой доход в несколько десятков миллионов долларов. Чемпионат мира в России способен увеличить эту цифру в 5–7 раз. Сумму мирового денежного оборота букмекерских организаций за год, как теневых, так и легальных, невозможно даже представить. Чем масштабнее событие, тем больше ставок. И размеры ставок также растут. Объемы денег, вращающиеся в этом сегменте мирового футбола, не поддаются подсчетам.
Если учесть все вышесказанное, то можно сделать абсолютно закономерный вывод: современный футбол – это в первую очередь бизнес. И только потом спорт. Что это значит для простого обывателя, зрителя, фаната и сопереживающего? А то, что, как и в любом крупном бизнесе, его владельцы не при каких раскладах не допустят какому–то «человеческому фактору» повлиять на многомиллионные официальные доходы, и еще большие теневые. Игра любой футбольной команды является непредсказуемой, а значит, это слабое место в бизнесе. Задачей любого бизнесмена является снижение влияния таких факторов на экономические результаты. Учитывая, какие денежные обороты сосредоточены в мировом футболе и вокруг него, можно с большой долей уверенности заявить, что результат любого официального футбольного матча заранее известен. Это всего лишь часть циничного планирования в крупном бизнесе с многомиллионными оборотами.
А если добавить к этой мысли наблюдение на тему ставок, то получится законченная картина: за последние несколько лет заметно участились случаи проигрышей явных фаворитов в противостоянии с такими же явными аутсайдерами. Все чаще звучит фраза: «Любой может выиграть любого». Да, но как к этому относиться, когда сборная Германии проигрывает сборной Мексики, а Хорватия уничтожает Аргентину. Вспомните прошлый Чемпионат Европы и сборную Исландии. И то, как часто проигрывают лидеры своих чемпионатов в матчах с аутсайдерами. Все это больше похоже на запланированные случайности, чем на волю случая.
И еще немного о большом бизнесе. По годовой отчетности многие футбольные гранды являются убыточными. И это не 1–2 миллиона фунтов, а десятки миллионов. За последние несколько лет в число таких клубов попадали: Ливерпуль, Челси, Манчестер Юнайтед, Барселона, Бавария и другие. Но этот факт не мешал им покупать новых звездных игроков, получать деньги от трансляций, и заключать новые выгодные спонсорские контракты. Потому что это бизнес колоссальных размеров, а владение таким клубом – пропуск в мировую элиту. Футбол – билет в мир огромных денег.