Футбол захватил планету! Чемпионат мира в самом разгаре, и сейчас особенно заметно, каким всеобъемлющим праздником может быть спорт. Футбол объединяет, футбол раскрашивает все в яркие цвета, футболсамый популярный и самый эмоциональный вид спорта!

Футбол стал очередной глобальной площадкой, где страны получили еще одну возможность показать свое превосходство, после проведения первого Чемпионата Мира 1930 года в Уругвае. Футбол и до этого уже имел достаточно большую популярность, но с выходом на мировую арену этот вид спорта получил еще и политическую подоплеку. Теперь любой конфликт политической арены моментально добавлял принципиальности и агрессии противостоянию на футбольном поле. Разумеется, этот факт добавил градуса эмоциям на трибунах, но и без жертв в постоянных фанатских столкновениях до сих пор не получается обойтись.

Как только в футбол начали инвестировать деньги, на футболках появились спонсорские логотипы. Стоит ли говорить о том, что сейчас размеры эмблемы клуба или сборной на футболке гораздо меньше брендовых нашивок. За кругленькую сумму стадионы меняют свои исторические названия на названия компанийинвесторов. Например, стадион клуба Манчестер Ситидействующего чемпиона Англииранее носил название The City of Manchester Stadium, а теперь это Etihad Stadium (Etihad Airwaysнациональная компания Объединенных Арабских Эмиратов). И это далеко не единственный пример.

Футболисты превратились в медийных персон стоимостью в несколько десятков миллионов евро. Клубы вкладывают деньги в звездных игроков, чтобы не только поднять популярность своего клуба за счет имени футболиста, но и для того, чтобы заработать. Сумму трансфера футболиста в 100 миллионов евро сейчас можно «отбить» за несколько месяцев на продаже футболок с его именем в фирменном магазине клуба. Кроме того, есть спонсорские контракты с производителем формы, на которой, к слову, будут размещены и другие спонсорские логотипы.

Иногда с переходами футболиста из одного клуба в другой доходит до смешного. Например, трансфер Филиппе Коутиньо из футбольного клуба Ливерпуль в Барселону минувшей зимой. Испанский клуб не хотел платить всю сумму трансфера, запрашиваемую владельцами английского клуба, поэтому бразильцу Коутиньо пришлось доплачивать за себя из собственного кармана, чтобы играть в Барселонеклубе, о котором он мечтал с детства. По слухам, он раскошелился на 10 миллионов евро. Неплохо для детской мечты?
Чем больше звездных футболистов играет в команде, тем привлекательней клуб для ТВтрансляций. А это еще один способ заработать деньги. И не малые! Два года назад Английская Премьер Лига заключила рекордную сделку по продаже прав на ТВтрансляцииболее 5 миллиардов фунтов. Эта сумма позволила им отказаться от услуг своего постоянного спонсорабанка Barclays, одного из крупнейших в Великобритании и в мире. Ранее Английская Премьер Лига так и называласьBarclays Premier League.

Кроме политики и инвесторов, футбол связан с еще одной денежной структуройбукмекеры и ставки на спорт. Только в России букмекерские конторы имеют годовой доход в несколько десятков миллионов долларов. Чемпионат мира в России способен увеличить эту цифру в 57 раз. Сумму мирового денежного оборота букмекерских организаций за год, как теневых, так и легальных, невозможно даже представить. Чем масштабнее событие, тем больше ставок. И размеры ставок также растут. Объемы денег, вращающиеся в этом сегменте мирового футбола, не поддаются подсчетам.
Если учесть все вышесказанное, то можно сделать абсолютно закономерный вывод: современный футболэто в первую очередь бизнес. И только потом спорт. Что это значит для простого обывателя, зрителя, фаната и сопереживающего? А то, что, как и в любом крупном бизнесе, его владельцы не при каких раскладах не допустят какомуто «человеческому фактору» повлиять на многомиллионные официальные доходы, и еще большие теневые. Игра любой футбольной команды является непредсказуемой, а значит, это слабое место в бизнесе. Задачей любого бизнесмена является снижение влияния таких факторов на экономические результаты. Учитывая, какие денежные обороты сосредоточены в мировом футболе и вокруг него, можно с большой долей уверенности заявить, что результат любого официального футбольного матча заранее известен. Это всего лишь часть циничного планирования в крупном бизнесе с многомиллионными оборотами.
А если добавить к этой мысли наблюдение на тему ставок, то получится законченная картина: за последние несколько лет заметно участились случаи проигрышей явных фаворитов в противостоянии с такими же явными аутсайдерами. Все чаще звучит фраза: «Любой может выиграть любого». Да, но как к этому относиться, когда сборная Германии проигрывает сборной Мексики, а Хорватия уничтожает Аргентину. Вспомните прошлый Чемпионат Европы и сборную Исландии. И то, как часто проигрывают лидеры своих чемпионатов в матчах с аутсайдерами. Все это больше похоже на запланированные случайности, чем на волю случая.

И еще немного о большом бизнесе. По годовой отчетности многие футбольные гранды являются убыточными. И это не 12 миллиона фунтов, а десятки миллионов. За последние несколько лет в число таких клубов попадали: Ливерпуль, Челси, Манчестер Юнайтед, Барселона, Бавария и другие. Но этот факт не мешал им покупать новых звездных игроков, получать деньги от трансляций, и заключать новые выгодные спонсорские контракты. Потому что это бизнес колоссальных размеров, а владение таким клубомпропуск в мировую элиту. Футболбилет в мир огромных денег.